8 (7172) 317 404
info@testcenter.kz
Результаты КТПР 2016 / 2016 ПҚБТ нәтижелері

База тестовых заданий

База тестовых заданий – это совокупность тестовых заданий, прошедших несколько экспертиз и апробаций, которые использовались или будут использоваться для проведения экзаменов, мониторингов, публикаций в учебно-методических пособиях, книжек-вопросников пробного тестирования. Но, прежде чем тестовое задание попадет в базу, Национальный центр тестирования осуществляет сложный процесс, состоящий из 6 основных этапов, которые используют практически все компании мира, занимающиеся формированием базы тестовых заданий для разных экзаменов:


Рисунок 1 – Этапы формирования базы тестовых заданий

Для понимания каждого из этапов подробно остановимся на каждом.

1. ОБУЧЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ И ЭКСПЕРТОВ

Первый шаг формирования базы тестовых заданий начинается с подготовки разработчиков и экспертов по специальной программе, то есть осуществляется отбор потенциальных разработчиков и экспертов, которые после успешного прохождения обучения будут разрабатывать задания и проводить на них экспертизу. На обучение приглашаются высококвалифицированные учителя и преподаватели вузов со всех регионов РК, рекомендованные управлениями образования и ректорами вузов. Специальная подготовка проводится в форме обучающих семинаров, которые проводят ведущие специалисты в области педагогических измерений из разных стран. Программа обучения рассчитана на подготовку учителей по вопросам осуществления разработки и проведения экспертизы тестовых заданий, оценки их качества посредством математических моделей. Слушателей курсов знакомят с существующими в тестологии формами тестовых заданий, видами тестов, принципами отбора содержания тестовых заданий, с процедурой обработки результатов тестирования. Таким образом, на этом этапе учителя знакомятся с методическими и техническими требованиями, учатся составлять тестовые задания, согласно всем правилам тестологии, получают рекомендации по проведению экспертизы и анализу тестового задания.

2. УТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИФИКАЦИИ ТЕСТОВ

Второй шаг формирования базы. На первом этапе мы нашли и подготовили людей для разработки базы тестовых заданий, и теперь, для того чтобы они применили свои знания на практике, нам необходимо дать им четкий ориентир для действий по разработке. Для этого создается спецификация тестов по каждому предмету.

 Для начала разберем понятие «спецификация». Это документ, в котором содержится информация о целях, задачах, плане и структуре теста, а также указаны основные требования к правилам проведения тестирования, обработки результатов тестирования и их интерпретации.

Структура спецификации может включать следующие элементы: название теста, цель разработки, задачи, содержание теста (структура тестов, количество тестовых заданий для каждого уровня трудности, перечень тем, по которым составлены тестовые задания), план теста (количество тестовых заданий по каждой теме, указанной в спецификации), характеристика содержания заданий, среднее время выполнения заданий, форма заданий.

Спецификация представляет собой, по сути, рамки, которых должны придерживаться разработчики и эксперты тестовых заданий, а также программисты при формировании вариантов тестов.

Спецификация выполняет следующие основные функции:

– дает разработчикам заданий необходимые ориентиры, по которым можно их конструировать;

– позволяет экспертам оценивать имеющиеся задания на предмет их соответствия области содержания теста и выявлять неправильно разработанные задания;

– помогает интерпретировать результаты тестирования, так как в ней ясно и конкретно объясняется, что измеряет тест;

– дает учащемуся (пользователю теста) четкое представление об измеряемых знаниях, умениях и навыках.

Итак, спецификация теста разрабатывается для разработчиков, экспертов, сотрудников НЦТ, учителей и учащихся. Исходя из этого, и тех, кто занимается разработкой, и тех, кто работает уже с разработанными тестами, объединяет единая спецификация тестов.

Спецификация тестов по каждому школьному предмету разрабатываются сотрудниками НЦТ совместно с подготовленными экспертами и разработчиками. Данные документы создаются в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования и учебными программами, с учетом всех изменений, если таковые имеются. Далее спецификации тестов согласовываются с Национальной академией образования им. И.Алтынсарина, после этого они утверждаются МОН РК.

3. РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

После утверждения спецификации тестов осуществляется непосредственно сама разработка тестовых заданий. При разработке тестовых заданий разработчики опираются на материалы учебников, которые включены в перечень учебников и учебно-методических комплексов и утверждены МОН РК. Особое внимание уделяется той части учебного материала, по которой в учебниках встречаются противоречия. Данный материал не используется при разработке тестовых заданий.

Разработчики конструируют тестовые задания четко по инструкции, где указываются формат, требования  к оформлению тестовых заданий. Разработка тестовых заданий проходит в секретном режиме в НЦТ.

4. ЭКСПЕРТИЗА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

После разработки тестовых заданий, проводится экспертиза. Экспертиза – рассмотрение тестовых заданий на правильность формулировки, соответствие учебной программе и материалам учебника, в ходе рассмотрения выдается соответствующее заключение. На все разработанные тестовые задания проводят минимум две экспертизы.

Перед первой экспертизой сотрудник НЦТ принимает у разработчиков тестовые задания, проверяя при этом форму заданий, то есть соответствие требованиям, предъявляемым данной форме тестовых заданий. После этого тестовые задания допускаются к экспертизе.

Остальные экспертизы проводят члены экспертной комиссии, из числа высококвалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку.

После каждой экспертизы проводятся коррекционные работы, цель которых внесение изменений в тестовые задания, редактирование тестовых заданий по результатам экспертиз.

5. АПРОБАЦИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

После проведения коррекционных работ формируются варианты тестов и осуществляется их апробация.

Понятие апробация происходит из латинского «approbatio» и в переводе на русский язык означает «одобрение, признание». Существуют различные подходы к определению данного понятия, но, по сути, они сводятся к проверке качества тестовых заданий в реальных условиях

Апробация проводится в школах регионов РК. Отбор школ осуществляется с учетом их типов, расположения (город, село, столица). В апробации участвует более 10% учащихся выпускных классов (4, 9, 11 классы) ежегодно. Для учащихся – это хорошая возможность познакомится с новыми заданиями, для НЦТ – проверка тестовых заданий на их пригодность и «жизнеспособность».

Апробация тестовых заданий проводится в несколько этапов:

- организация работ по проведению апробации, отбор школ, построение графика проведения апробации;

- проведение апробации в школах регионов страны;

- обработка результатов апробации;

- анализ полученных результатов.

По итогам апробации проводится статистическая обработка результатов тестирования и оценивается качество каждого тестового задания. Оценка качества тестового задания осуществляется с помощью специальных программ, разработанных на основе математических моделей.

После апробации также выполняется корректировка тестовых заданий по  замечаниям, поступившим во время апробации от учащихся и учителей. Это могут быть такие замечания, как не понимание условия тестового задания, техническая ошибка, допущенная при наборе тестовых заданий и т.д.

6. ЗАНЕСЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В БАЗУ

После проведения коррекционных работ тестовые задания заносятся в базу тестовых задания для последующего использования в национальных экзаменах и мониторингах в области образования.

Таким образом, перед тем как тестовые задания появятся на экзамене, каждое из них проходит серьёзный и кропотливый отбор.




  • Выпускникам школ и абитуриентам
  • Студентам
  • Поступающим в магистратуру и докторантуру
  • Школьникам и педагогическим работникам